«Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра». Сенека.
В 2012 году на «Золотом» семинаре ведущих тренеров мира по плаванию Gold Medal Swimming Coaches Clinic в рамках Всемирной Конвенции FINA выступили наставники олимпийских чемпионов. Было очень интересно узнать об особенностях их тренерской работы, личном опыте, стратегиях и тактиках, которые привели этих тренеров и их спортсменов к успеху на Олимпийских играх в Лондоне.
В плавательных дисциплинах на Олимпийских Играх-2012 28 спортсменов из десяти стран завоевали по две и более медалей. Причем 13 спортсменов из 28-ми – это представители США. Какие секреты подготовки элитных спортсменов были раскрыты на знаменитом семинаре?
Тренер олимпийской чемпионки Игр-2012 на дистанции 800 м вольным стилем Кэти Ледецки Юрий Сугияма (США), тренирующий её с 10-ти летнего возраста, на семинаре поделился своим опытом. В начале сезона он вместе с каждым своим спортсменом занимается постановкой целей. Процесс постановки целей, по его мнению, — существенный метод повышения уровня эффективности спортивной деятельности, однако это во многом зависит от правильного осуществления этого процесса.
Что же это такое «Правильная постановка целей»?
Попробуем обратиться к рекомендациям американских спортивных психологов, наиболее известных в среде зарубежных спортсменов, и тех специалистов, которые успешно консультируют спортсменов ряда национальных команд. Так д-р A. Goldberg и проф. B.S. Rushall — специалисты, признанные всем спортивным миром, считают, что проблема заключается не в том, чтобы просто научить ставить цели, а в том, чтобы ставить цели, стимулирующие к действию, повышающие мотивацию, а также в том, чтобы научить спортсменов планомерно двигаться к поставленным целям и достигать их.
Все мы знаем, что легче поставить цель, чем следовать ей. Нас не нужно убеждать в том, что важно ставить перед собой цели, мы это делаем, но довольно часто мы принимаем за цель наши мечты, желания, фантазии, потребности и т.д. А потом удивляемся, почему не получается достичь желаемого.
Обычно рекомендации современных психологов состоят из последовательных шагов, определяющих каждый этап с начала спортивной деятельности до самых высоких достижений в карьере. Английский спортивный психолог д-р V. Thompson также признаёт, что в условиях жесткой конкуренции большого спорта огромное значение приобретает пошаговая стратегия успеха в подготовке спортсмена, которая включает в себя популярную во всем мире методику «Постановка целей по SMART». Само слово smart в переводе на русский означает «умный». Таким образом, умная, правильная постановка цели включает ряд ключевых требований, которым должна соответствовать цель:
Specific — конкретная;
Measurable — измеряемая;
Achievable — достижимая;
Resource — обеспеченная ресурсами;
Timed — согласованная во времени.
Specific – конкретная.
Конкретика подразумевает постановку предельно точных вопросов (означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос): «что сделать? где? когда? с кем? в каком объеме? и т.д. В формулировке цели не должно быть слов «лучший», «достойный» и т.п., расплывчатых и двусмысленных фраз. Конкретные цели обеспечивают более эффективные действия по сравнению с общими целями.
На одной из научно-практических конференций по плаванию в Санкт-Петербурге, знаменитый тренер, наставник многократного олимпийского чемпиона Александра Попова Геннадий Турецкий, на вопрос, в чем секрет вашей системы подготовки спортсмена-победителя, ответил: — «Да никакого секрета нет. Все очень просто: должна быть идея, технология ее реализации и вера в то, что ты делаешь. Последнее особенно важно. Не хочу обижать своих коллег, но многие из них действуют по принципу: пусть пловец тренируется, а дальше посмотрим. Это неправильно. Но высокая цель должна стоять не только перед наставником, но и перед его подопечным. Спортсмену надо быть жадным до медалей и верить в то, что он может их завоевать. Пловцу нельзя думать так: «Если я буду тренироваться и пахать, то, может быть, стану чемпионом», а нужно думать: «Я хочу стать чемпионом, и то, что я делаю, приведет меня к цели».
Большинство спортсменов считают, что, отрабатывая соревновательные скорости на тренировках, надо следовать установке: «Выкладывайся по максимуму». Однако Г.Г.Турецкий, добиваясь стабильности результатов на тренировках, предельно конкретно ставит цель перед спортсменами-спринтерами: «Со стартовой тумбочки должен быть показан результат, не более чем на 4% уступающий планируемому в соревнованиях результату».
Австралийский тренер Мэтью Браун, тренер олимпийской чемпионки Эмили Сибом, устанавливая целевое время для её тренировочных серий 3х100м, 2х100м, 100м производит расчет по специальной формуле: к лучшему результату на 200 метров добавляет 8 секунд и делит всё пополам. Полученный результат и является той конкретикой, на которую ориентируется спортсменка в тренировочном процессе.
Преимущество этого подхода в том, что конкретные цели, в отличие от общих, таких как «приложить максимум усилий», обеспечивают наиболее успешное выступление спортсмена. Эффективное достижение цели напрямую зависит от ее конкретности.
Measurable – измеряемая.
Как понять, что ты уже достиг своей цели? И в какой степени ты ее достиг? Если не знать способы измерения, нельзя оценить результаты проделанной работы. Для этого необходимо обеспечить обратную связь.
Американский тренер Юрий Сугияма оценивал достижение поставленных целей по записям в дневнике своей ученицы Кэти Ледецки. Он просил ее ежедневно ставить балл за выполнение определенных задач и оценивать достижение намеченных целей. Основным требованием было постоянство, т.к. pегyляpная pабота задает необходимый ритм, увеличивает мотивацию и эффективность деятельности. Таким образом, Кэти вместе со своим тренером отслеживали, насколько они продвинулись к своей цели и имели возможность, по необходимости, вносить правильные коррективы.
Прогрессия результатов Кэти Ледецки с 2009 по 2012 годы.
LC |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
200 Free |
2:11.86 |
2:05.17 |
2:00.79 |
2:00.01 |
400 Free |
4:39.27 |
4:20.30 |
4:10.39 |
4:08.87 |
800 Free |
9:58.38 |
8:58.86 |
8:36.05 |
8:30.14 |
1500 Free |
- |
16:58.55 |
16:24.46 |
- |
Очень часто мы, затратив много времени на определение и постановку целей, фактически сводим все на нет, не обеспечивая оценки и обратной связи.
Achievable – достижимая.
Цель «выиграть чемпионат» едва ли достижима без соответствующего уровня подготовки.
Трехкратный чемпион мира, биатлонист Максим Чудов в своём интервью*: «Никогда не ставлю перед собой недостижимые цели» рассказывал: «Сначала я вообще хотел только попасть в команду. Просто попасть. У меня никогда не было каких-то кумиров, заоблачных целей. В каком-то смысле сборная была пределом мечтаний. Попал. Захотелось большего — выступать на Кубках мира, на мировых чемпионатах. Тоже получилось. Потом захотелось попасть на Олимпийские игры… Я достаточно реалистичный человек. С одной стороны, постоянно ставлю перед собой все более и более высокие цели, с другой — никогда не замахиваюсь на недостижимое».
Подобный «лестничный» принцип определения целей с успехом применяли и другие ведущие спортсмены. Он может быть так же эффективно использован в программах подготовки для всех желающих, при этом вершиной лестницы может стать та цель, которая соответствует мечте, а нижней ступенькой — цель, соответствующая данному уровню возможностей. Остальные же ступеньки, от нижней к верхней, становятся связанными между собой этапными целями.
Resource – обеспеченная ресурсами.
Осуществите проверку тех ресурсов, которые вам потребуются для достижения цели. Важно обеспечить свою цель соответствующими ресурсами, а также научиться получать «достyп» к наличным и по возможности к дополнительным pесypсам.
Ресypс у каждого может быть свой: физический, психологический, личностный, материальный или духовный. Осознание полного спектра вероятных ресурсов даёт возможность определять приоритетные направления, производить целенаправленные действия, а также значительно повышает шансы на успех.
Оригинальный способ инвертировать негативный ресурс в позитивный предлагает своим спортсменам консультант китайской олимпийской национальной команды д-р Wang. Он рекомендует научиться превращать препятствия и неудачи в точки отсчета для новых толчков к цели.
Знание собственных ресурсов, личностной силы талантливо использует Усейн Болт — единственный в истории лёгкой атлетики спринтер, которому удалось финишировать первым на двух Играх подряд. После проигрыша на чемпионате Ямайки Усейн вместе с тренером Гленом Миллсом смог аккумулировать внутренние ресурсы и устремиться к своей главной цели — молниеносно финишировать первым в Лондоне. Он утверждал, что «может проиграть хоть все старты до Олимпиады, но непременно добьется своей главной цели — получит «золото» Игр». Секрет Болта не в сверхчеловеческой скорости, а в непревзойденной эффективности.
Использование всех ресурсов создает исключительные условия для полной реализации потенциала спортсмена на соревнованиях и в его спортивной деятельности в целом.
Timed – согласованная во времени.
Цель должна определяться во времени, должны быть конкретные сроки и контрольные точки ее достижения. Даже если цель масштабна и трудно указать дату, то, в любом случае, она должна соотноситься с определенным сроком.
Удивительная карьера Ребекки Сони является ярким примером того, чего можно достичь, имея перед собой стратегические цели и ориентиры: в одном из интервью Ребекка рассказывала*, что в начале карьеры, её тренер сказал ей «Ты станешь первой девушкой, выплывшей из 2 минут 20 секунд».
Хотя первые серьёзные успехи в плавании пришли гораздо позже, в университете, Ребекка планомерно двигалась к своей цели. В 2006 году показала четвёртый результат на Чемпионате мира на двухсотметровой дистанции. В 2008 году на играх в Пекине, выиграла золотую медаль в заплыве на 200 м, установив при этом рекорд мира 2 минуты 20, 22 секунд.
На Олимпийских играх в Лондоне Сони победила, установив мировой рекорд на дистанции 200 метров брассом, проплыв дистанцию за 2 минуты 19,59 секунд.
Процесс постановки цели не только помогает осознать свои цели и добиться их осуществления, по сути дела, он настраивает нейро-систему, оживляет те ассоциативные цепочки, устанавливает те нейронные связи в деятельности мозга, которые потребуются для достижения результата.
Известный специалист в области психологии спорта д-р T.Orlick еще в 1986 году разработал инструмент, помогающий спортсменам в достижении мастерства. Это специальная таблица, которая по сей день успешно используется как юными, так и опытными спортсменами. В строках таблицы спортсмен указывает цели разного порядка: физического и психологического характера, в столбцах – сроки достижения целей. В итоге получают прогрессию целей, начиная с таких, которые можно достичь немедленно, до более трудных и перспективных.
Основное преимущество формулирования целей по методике SMART — это возможность обеспечить оптимальное направление действий, мотивировать спортсмена, а также повысить эффективность деятельности, чтобы в итоге достичь даже самых амбициозных целей.
У чемпиона всегда есть цель и план её достижения, а у лузера-неудачника всегда найдется предлог. Чемпион ищет решение в каждой проблеме, а лузер ищет проблему в каждом решении. Чемпион мыслит: «Это может быть сложно, но возможно», а мысли лузера-неудачника: «Может быть, это возможно, но слишком сложно». Помните мудрые строки поэта Э.Асадова:
В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Кредо выдающихся спортсменов — всегда побеждать в спорте и жизни!
*В статье использованы материалы Е.Вайцеховской , Н. Ауэрбах (США)